Новый способ финансирования Проектов


Речь в статье пойдет о финансировании Проектов в области культуры. И о таких новых для российского рынка понятиях как«Краудфандинг» и крауд-инвестиции. Возможно, это те реалии, которые ожидают нас в ближайшее время.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image-4.gif

 «Краудфандинг» (англ. Crowdfunding) — новые пути финансирования культуры

Принцип действия нового механизма очень прост: выкладываешь свою идею (проект, синопсис, эскизы и т.п.) в сеть и собираешь голоса, а потом и деньги тех, кто готов тебя поддержать. Чем больше у проекта сторонников, тем меньше сумма, требуемая с человека. В ответ «спонсоры» проекта получают небольшую благодарность: виртуальную, а иногда и реальную.

Явление называется «краудфандинг» и сильно меняет процесс реализации арт-проектов. Новые идеи становятся возможными.

co:funding, крупнейшая в Германии конференция по краудфандингу, пока существует как подраздел слёта интернетчиков re:publica, очередной сбор состоялся в Берлине 4 мая 2012 года. LABKULTUR.TV взял интервью у куратора конференции Анны Тайль и поговорил о том, насколько краудфандинг можно использовать в качестве модели финансирования культурных проектов.

Какое место занимает краудфандинг в Германии? Что сделано за этот год?

За прошедший год действительно многое сдвинулось с места, о краудфандинге говорят всё больше и больше. Это прежде всего объясняется тем, что у нас появились положительные практические примеры. Краундфандинг работает — это показали многие проекты. Например, на самой большой немецкой платформе краудфандинга Startnext, на которой публикуется информация о креативных проектах, были собраны с посетителей около шестисот тысяч евро, что позволило успешно профинансировать 176 проектов.

Но почему краудфандинг не набрал в Германии той же популярности, что и в США, например?

Конечно, по сравнению с США, у краудфандинга в Германии пока еще совершенно иная позиция, но меня это не удивляет. В Германии вообще только 10% культуры существует за счёт частного финансирования со стороны спонсоров или негосударственных фондов. 90% финансовых поступлений в культуру идут со стороны государства или муниципалитетов. В Америке эта пропорция совершенно иная, там всегда очень много частных финансов вкладывалось в культуру, так что те деньги, которые раньше поступали от частных лиц, теперь объединяются на интернет-ресурсах по краудфандингу, например, на Kickstarter или indiegogo, что делает их более прозрачными. В Европе у нас другая ситуация. Чтобы краудфандинг прижился в Германии как альтернативная или, скажем, дополнительная модель финансирования, важно информировать о нём людей. Конечно, тут очень большую роль играют СМИ, которые всё больше и чаще рассказывают о краудфандинге, об истории успешных стартапов или об удачно реализованных проектах.

Сейчас очень много рассуждают о необходимости реструктурирования культурной поддержки в Германии. «Культурный инфаркт» у всех на устах. Сможет ли краудфандинг в будущем стать опорой для поддержки в сфере культуры?

Да, я уверена, что краудфандинг станет важной альтернативной моделью финансирования проектов в сфере культуры, поскольку он очень отличается от нынешних инструментов. Краудфандинг вводит в игру нового участника: «крауд», толпу, массу людей, которые являются ко всему еще и потенциальной аудиторией, публикой для будущих проектов. В основу краудфандинга положена идея, что народ, т.е., Crowd, способен оценить культуру по достоинству и даже всё больше хочет участвовать в создании креативного содержания — это обусловлено возникновением новых медийных ресурсов. Просто до сих пор не хватало простых, понятных и прозрачных, при этом интересных механизмов и возможностей оказания поддержки на этапе создания проектов.

Опыт показывает, что по методу краудфандинга хорошо финансируются проекты молодежной сферы. Сейчас краудфандинг находит всё большее применение в крупных проектах, помогая закрыть части или бреши в бюджетах. Краудфандинг можно комбинировать, к примеру, в сфере кинопроизводства — с государственными средствами поддержки, выделенными на тот или иной проект. Политики и лица, представляющие наши учреждения поддержки, видят пользу от краудфандинга, видят те возможности, которые возникают из комбинирования частного и государственного финансирования. Уже есть и первые примеры кооперации, например, между интернет-ресурсом Startnext и гамбургским Креативным обществом ( Hamburg Kreativ Gesellschaft) с одной стороны и Фондом поддержки медиа Центральной Германии (Mitteldeutsche Medienf?rderung) с другой стороны.

Как по-вашему, увеличивается ли осознание того, что работа художника тоже должна быть экономичной? Должны ли люди в креативных индустриях сегодня уметь составлять бизнес-планы, разбираться в маркетинге? Ведь в краудфандинге нужно заниматься самопрезентацией, нужно уметь привлекать аудиторию.

Точно, в этом сегодня самая большая трудность для креативной индустрии. В краудфандинге очень важно, что ты должен представить свой проект публике, толпе, крауду. Нужно владеть искусством коммуникации, чтобы воодушевить своих потенциальных «инвесторов». Недостаточно только лишь нажать на «лайк» в сети, тут требуется более активное действие. Но мы замечаем, что уровень презентации и оформления проектов в сфере краудфандинга постоянно улучшается. Так что тут движение есть.

Однако для успеха недостаточно хорошего бизнес-плана или яркого оформления. Гораздо важнее аутентичность, подлинность идеи. Важно, чтобы сам автор верил в свою идею, в то, что она является чем-то новым, особенным, интересным, должен гореть желанием непременно ее реализовать. Только тогда он сможет зажечь и свою публику.

Одна из тем на конференции co:funding — это крауд-инвестиции. В чем отличие этого понятия от краудфандинга? И почему прогнозы в отношении крауд-инвестиций столь высокие?

В краудфандинге его участники получают за свой финансовый вклад какую-то услугу от автора проекта, будь то особый продукт или нематериальная благодарность, например, роль в киномасссовке, визит в ателье художника. В отличие от этого, при крауд-инвестировании люди, вкладывая небольшие суммы, чаще всего речь идёт о малых предприятиях, стартапах или небольших проектах, получают в ответ небольшие паи в этих проектах. Например, в 2011 году таким образом был профинансирован фильм «Штромберг»: миллион евро. Шесть стартапов получили полмиллиона. Рынок крауд-инвестиций в Германии, несомненно, будет расти, потому что он дает много возомжностей для привлечения новых частных инвесторов, и он создает альтернативную инвестиционную модель, помимо венчурного капитала, банковских кредитов или «бизнес-ангелов».

Перевод: Светлана Колбанёва
Оригинал статьи «Краудфандинг — с миру по копеечке»расположен по адресу: http://www.facebook.com/groups/140058736066685/doc/328107593928464/
Материал впервые опубликован в серии: INTER.view проекта LABKULTUR.TV